«Серый пояс» Петербурга правильнее называть, пожалуй, ржавым. Власти его называют серым, потому что он так выглядит на карте, а на самом деле он давно уже ржавый. Найти инвесторов, готовых вложиться в его освоение, крайне непросто. «Ржавый пояс» охватывает исторический центр города. В его пределах много памятников промышленной (и не только промышленной) архитектуры. Это огромная территория с остатками заводов и фабрик.
По разным оценкам площадь этого пояса составляет от 4 тыс. до 6 тыс. га. Ни одна проектная организация Петербурга (при всем моем уважении к коллегам) не в состоянии сделать какой-то внятный и цельный проект по освоению «серого пояса». Уверен, этот вопрос необходимо решать даже в международном сотрудничестве. И в Петербурге такие примеры есть. Лет пять назад был Международный форум пространственного развития «Экстремальный урбанизм», в рамках которого проводился конкурс по развитию «серого пояса» Петербурга. Там кроме прочего был предложен очень интересный проект «Новый Роттердам». Но на стадии проекта дело по развитию «серого пояса» Петербурга так и остановилось.
Мы в силу своего скромного опыта готовы поделиться и даже в какой-то мере похвастаться реализованным проектом делового центра «Обводный Двор». Здесь до революции располагались казенные винные склады, после революции был «ГлавХлеб», а уже потом, много позже, радиозавод. Участок находится напротив печально известного «Красного треугольника». Но внешне и внутренне «Обводный Двор» и «Красный треугольник» — это две разные планеты. Да, признаюсь, девелоперам, работающими с памятниками промышленной архитектуры, чуть легче работать, чем коллегам, которые работают с объектами под охраной КГИОП. В памятниках промышленной архитектуры охраняемых предметов интерьеров, чаще всего, нет. Но есть фасады.
Тем не менее мы в деловом центре «Обводный Двор» сохранили облик как внешний, так и внутренний. Внутри нам удалось сохранить историческую кладку конца XIX века: при реконструкции не был вынут ни один кирпич. И таких примеров на территории «Обводного Двора» много. Получается, можем, если захотим! И при этом мы внутри объекта реализовали огромный перечень инженерных работ: освещение, вентиляция, отопление, канализация. Готовы показывать наш объект и делиться опытом.